ЦБ РФ счел неэффективным предлагаемое банками страхование счетов и карт от действий мошенников

Однако спрос на такие услуги существенно вырос в 2022 году

Услуга страхования банковских счетов и карт от действий мошенников обладает низкой ценностью для потребителей, считают в ЦБ РФ. Она обеспечивает невысокий уровень выплат при большом проценте отказов в возмещении, в связи с этим Банк России планирует менять регулирование этой сферы. Подробности сообщают «Известия».

В большинстве случаев в покрытие полисов включаются те же самые риски, по которым клиент вправе получить возмещение от банка по закону «О национальной платежной системе», пояснили в ЦБ РФ. Часто отдельная страховка не защищает от хищения денег с использованием методов социальной инженерии, а компании могут добавлять другие исключения из покрытия, которые лишают клиентов выплат.

При этом спрос россиян на защиту счетов и банковских карт от мошенничества вырос в 2022 году по сравнению с предыдущим. Как рассказали источнику в крупнейших страховых компаниях, в январе–сентябре 2022 года россияне купили в пять раз больше страховок от кражи денег с банковских карт по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, отметили в страховой компании «Согласие». Кратный рост спроса на страхование карт и счетов по сравнению с прошлым годом зафиксировали в ВТБ, в «СберСтраховании» с января по сентябрь 2022 года спрос на такие страховки оказался на 64% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В «АльфаСтраховании» спрос увеличился на 15-17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По мнению представителей страхового рынка, причины роста показателя – общая тенденция увеличения интереса на такое страхование со стороны потребителей, а также ряд маркетинговых мероприятий, проводимых страховщиками. Эксперты по кибербезопасности добавляют, что рост в этом сегменте также может быть связан с тем, что страховые компании автоматически оформляют такие полисы (по аналогии с обязательным страхованием жизни при получении ипотеки): такая страховка необязательна, но менеджеры могут убедить человека в том, что ему выгодно ее оформить.

Аналитики отмечают, что для страховщиков этот вид услуг стабильно приносит положительный финансовый результат. Уровень выплат (отношение возмещения к страховым премиям) по итогам последних лет по таким продуктам обычно не превосходит 20%.

Эксперты перечислили, в каких случаях страховые компании могут отказать в выплате. Обычно исключаются из покрытия случаи использования карты родственниками, нарушения правил применения карт (например, открытый доступ к информации о ПИН-коде). Ограничения распространяются и на срок действия страховой защиты: как правило, она начинает действовать через несколько дней после заключения договора, а риски кражи наличных не покрываются по истечении двух-трех часов с момента снятия денег.

Специалисты считают, что основным методом борьбы с мошенниками должно быть повышение осведомленности о методах их работы. Чем больше люди знают о социальной инженерии, тем меньше злоумышленникам удается успешно атаковать граждан.