В 2023 году клиентская база ВТБ росла быстрее, чем у Сбера

Сбербанку расти уже почти некуда

По итогам 2023 года ВТБ, второй по величине банк в стране, обогнал лидера по росту активной клиентской базы. Как сообщает Frank Media со ссылкой на данные обоих госбанков, в 2023 году Сбер отчитался о росте клиентской базы в 2,1 млн клиентов до 108,5 млн человек, а ВТБ за год увеличил ее на 2,3 млн человек – до 19,3 млн. В предыдущие годы клиентская база Сбера росла быстрее, чем у ВТБ.

В ВТБ активный рост клиентской базы в 2023 году объяснили тем, что кредитная организация активно привлекала зарплатных клиентов, а также фокусировалась на работе с социальными категориями и пенсионерами. Банк усилил работу с клиентами с уровнем дохода до 75 тыс. рублей, в разных регионах и небольших городах численностью до 50 тыс. человек. Продажи продуктов в этих регионах выросли в 1,5 раза. В планах на 2024 год – продолжить разворот в сторону массового сегмента, то есть клиентов с доходами до 40 тыс. рублей в месяц.

Еще одна причина – часть клиентов «ФК Открытие», купленного ВТБ у Центробанка, уже перешла на обслуживание в ВТБ. На момент покупки у банка «Открытие» было 3 млн клиентов. Однако основная волна этого перетока запланирована на 2024 год, а за три года ВТБ намерен нарастить число активных клиентов до 35 млн человек.

Кроме того, представители ВТБ связывают рост клиентской базы с обновлением расчетных и сберегательных продуктов и развитием цифровых технологий.

Участники рынка отмечают, что Сберу тяжелее наращивать новую клиентскую базу, так как она уже сейчас достаточно велика и покрывает 80% населения страны старше 15 лет.

Эксперты прогнозируют обострение конкуренции за клиентов среди банков. На каждого россиянина сейчас приходится два-три банка, что позволяло игрокам увеличивать количество клиентов в последние годы, однако этот эффект практически исчерпан, считают специалисты.