Хорошо, когда торжествует справедливость. Плохо, что для этого иногда приходится идти на крайние меры — обращаться в суд. История с «Тинькофф Банком», который дважды совершил ошибку: сначала установил неправильный валютный курс, затем списал деньги у клиентов, продолжается. Недавно очередной клиент банка отсудил у него 1,3 млн рублей.
«Тинькофф Банк» проиграл в суде очередное дело о списании. Фото: cybersport. metaratings.ru
Суд встал на сторону клиента в споре с «Тинькофф Банком», который списал у него 1,3 млн рублей в качестве неосновательного обогащения. Напомним, весной банк начал массово списывать средства со счетов клиентов. Все они в конце февраля меняли валюту по курсу, установленному банком ошибочно. В итоге клиенты получили выгоду, а «Тинькофф» потерял порядка 7 млн долларов. Например, в конце февраля при прямой конвертации в приложении банка доллар стоил 150 рублей. Но если покупать его через промежуточную конвертацию в фунты стерлингов, то цена составляла 88 рублей. После этого доллары можно было продать на бирже по цене выше 100 рублей. «Тинькофф» сослался на сбой и начал отбирать потерянные деньги у обогатившихся клиентов. Те обратились с исками в суды и к финансовому уполномоченному Татьяне Савицкой, которая обязала банк вернуть средства.
Адвокат Василий Черепанов так объяснил мотивировку, которую он выработал для защиты клиентов:
- Цену продажи валюты предложил банк, а не клиент.
- Клиент не совершал ничего противоправного.
- Ответственность за ошибки лежит на банке, а не на клиентах.
И вот недавно в суде рассматривался аналогичный случай. Речь шла о сумме в 1,3 млн рублей (финансовый уполномоченный рассматривает дела только до 500 тысяч рублей). Банк объяснил списание средств неосновательным обогащением клиента. Якобы из-за технического сбоя курс евро в банковских приложениях был 123 рубля вместо 133-х. В своём отзыве на иск банк указал, что истец злоупотребил своими правами, поскольку целью клиента было обогатиться за счёт кредитной организации. К тому же, совершая сделки по неправильному курсу, клиент смог заработать, а значит, закон о защите прав потребителей в данном случае неприменим.
Сторона истца упирала на то, что клиент действовал строго по договору, обмен валюты не запрещён в РФ, а указанный курс банк установил самостоятельно. Представленный банком документ о сбое, по словам адвоката, не доказывает технической составляющей в этом. Сделки по обмену валюты совершались на валютных счетах, деньги банком были списаны с рублёвого счета, договор по которому является отдельным документом, и они не связаны. В итоге банку не удалось доказать, что деньги были списаны обоснованно.
Помимо изъятых средств, банку ещё придётся выплатить 30 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, а также штраф в размере 50% от суммы присуждённой в пользу потребителя в т. ч. 25% в пользу истца и 25% в пользу общественной организации по защите прав потребителей.