Россияне ждут роста затрат на питание и одежку

Каждый второй гражданин РФ готовится к росту расходов на продукты в ближайшие несколько месяцев. Несмотря на заверения ритейлеров в стабилизации и некотором снижении цен, эксперты считают, что покупателям все же придется перейти в режим строгой экономии.

По результатам исследования компании «ТеДо», 33% потребителей полагает, что осенью-зимой подорожают товары для ремонта и дома, 30% — обувь и одежда, 27% — услуги в сфере здоровья и красоты, 19% — бытовая техника и электроника.

Аналитики связывают грядущее повышение цен с возможным ослаблением национальной валюты и дефицитом заграничных товаров в отдельных категориях. Кроме того, реально располагаемые доходы россиян упали, а инфляция, наоборот, выросла до рекордных за последние десятилетия показателей. Так, по итогам 2022 года Росстат прогнозирует рост инфляции до 17,8%, а доходы населения, по расчетам Минэкономики, могут снизиться на 3,7%.

В свою очередь, ритейлеры оценивают динамику потребления в России как довольно позитивную, несмотря на неблагоприятные прогнозы. В частности, представитель X5 Group (сети «Перекресток», «Чижик» и «Пятерочка») считает, что причиной является стабильная ситуация на рынке труда. По словам экспертов «ТеДо», лишь во втором полугодии 2022 года станет понятно, как сильно вырос уровень безработицы на фоне сокращения производства.

Кроме того, благодаря хорошему урожаю основных культур рост цен на продукты в текущем году удастся замедлить. Аналитики отмечают, что такие небольшие форматы, как «магазин у дома», во многом определяют развитие продовольственных ритейлеров. Так, консервативность потребителей по части своих расходов подтолкнула X5 Group к решению ускорить процесс расширения сети «Чижик».

В «Стокманне» также не ожидают подорожания одежды и обуви в ближайшее время. По словам представителя сети, цены сейчас вполне сопоставимы с уровнем начала 2022 года. С одной стороны, вместе с падением курса иностранной валюты закупка товара подешевела, с другой – расходы на логистику значительно выросли. При условии стабилизации стоимости доставки есть вероятность того, что товары из зимней коллекции будут предлагаться по ценам не выше прошлогодних.

Вместе с тем 4 из 10 респондентов считают, что в предстоящие месяцы их траты на электронику сократятся. Также около 30% опрошенных ожидают снижения расходов на одежду, обувь, товары для ремонта и дома.

В компании Wildberries заявляют, что по сравнению с первыми месяцами 2022 года во II квартале снизились цены на компьютеры и ноутбуки (-30%), телевизоры (-17%) и смартфоны (-13%). На площадке Ozon также зафиксировано понижение цен на товары отдельных категорий. Например, ноутбуки с начала года подешевели на 25%.

В то же время аналитики «ТеДо» склонны связывать сокращение расходов в данных категориях не со снижением стоимости товаров, а с отказом потребителей от их покупки. Так, из-за некомфортного уровня цен многие граждане предпочли отложить приобретение товара «до лучших времен».