Похищать будут через СБП. В ВТБ рассказали, как изменятся схемы мошенников в 2023 году

Опасные схемы и их модификации сегодня.

Эксперты банка «ВТБ» в феврале сообщили, что в текущем году мошенники будут чаще пользоваться мессенджерами и соцсетями, чтобы осуществить звонки россиянам. Кроме этого злоумышленники станут еще активнее применять для хищения денежных средств доверчивых граждан сервис Центробанка — Систему быстрых платежей, предположили специалисты.

«Каких-либо особых изменений в преступных и незаконных схемах в этом году увидеть вряд ли получится. Если сравнивать с прошлым годом, то, скорее всего, увеличится количество звонков от кибер-преступников через различные мессенджеры и аккаунты в соцсетях. Также злоумышленники станут активно пользоваться повсеместно распространенной при расчетах технологией СБП, предполагающую возможность оплаты через QR-коды» — поделились эксперты кредитного учреждения.

Вместе с тем экспертным сообществом обсуждается еще одна возможность хищения личных сбережений наших граждан – посредством технологии искусственного интеллекта. Однако это лишь вероятные опасения, и в обозримом будущем мошенники по-прежнему будут вести свою незаконную деятельность через личное общение со своими жертвами.

Прошлогодняя активность кибер-преступников.

Аналитики «ВТБ» зафиксировали в 2022 году максимально высокое число финансовых атак, направленных на своих клиентов. Согласно статистике, число случаев за весь год выросло в 4,83 раза и достигло 7,92 миллиона эпизодов. При этом в финансово-кредитной организации отметили, что им удалось спасти от похищения свыше 22,4 миллиарда рублей, размещенных на счетах россиян.

Самые популярные схемы обмана остались прежними – это практика социальной инженерии и фишинг-методы. Вместе с тем выросло число случаев, когда граждане под влиянием социнженерии второпях оформляли на свое имя кредитные договора, используя для этого как дистанционные сервисы, так и лично в офисах банка. Отмечается, что в связи с удалением мобильных приложений большинства российских банков из таких онлайн-магазинов как Google Play и App Store, злоумышленники посредством убеждения подталкивали своих доверчивых жертв «обновить» эти приложения банков до так называемой «свежей» версии. Для этого они отправляли гражданам ссылки, перейдя по которым клиенты попадали на фишинговые сайты, а иногда даже «помогали» клиентам установить специальные, якобы для них необходимые, приложения через «сервисные ресурсы», представляющие собой по факту средства удаленного доступа.

В минувшем году финучреждением, как сообщает служба безопасности банка, было разоблачено и заблокировано около 26,8 тысячи разных фишинговых ресурсов, которые были замаскированы и адаптированы под бренд «ВТБ». При помощи комплексного взаимодействия сотрудников банка служба безопасности смогла защитить от кражи сбережения почти 621,5 тысячи своих клиентов.

«Пик преступности в этой области пришелся на середину лета 2022 года – тогда было зарегистрировано более одного миллиона кибер-атак. Далее, уже в начале осени, активность мошенников стала снижаться, а уже ближе к концу года число мошеннических случаев упало почти вдвое. Таким образом, за декабрь было зафиксировано 568,4 тысячи операций под давлением злоумышленников и это на 16,2% меньше, чем ноябрьские показатели, а также в 1,42 раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее» — отметил Никита Чугунов, старший заместитель президента «ВТБ».

В кредитном учреждении напомнили, что безостановочно работают над развитием прежних и созданием новых инструментов, направленных на борьбу с кибер-мошенниками. Так, к примеру, в минувшем году госбанк внедрил новый вариант входа для клиентов в свою учетную запись на мобильном устройстве – по биометрическим данным. Кроме того, в финансовой организации появился бесплатный сервис, позволяющий определить и заблокировать нежелательные спам-звонки, а также у клиентов появилась возможность скрыть баланс своего банковского счета и установить лимитные ограничения по различным операциям.