Спрос упал.
Аналитики НБКИ подсчитали, что в сентябре общее число выданных займов в категории «до зарплаты» от МФО, то есть на сумму до 30 тысяч рублей и на короткий срок, составило 2,58 миллиона штук. За месяц показатель сократился на 5,84 процента.
Эксперты пояснили, что в исследуемом месяце количество выдач в этом сегменте упало во всех субъектах страны. Однако наиболее заметную отрицательную динамику продемонстрировал Приморский край, где показатель упал на 9,3% за месяц, а также Белгородская и Кемеровская области, в которых число выдач сократилось на 8,2% и 7,6% соответственно.
В бюро напомнили, что предыдущий цикл роста выдач займов от МФО, который наблюдался в период с мая по август, объясняется эффектом низкой базы (после резкого мартовского падения) и понижением ключевой ставки Центробанка, что повлекло за собой уменьшение рыночных ставок.
Включен режим сбережения.
Сжатие спроса на займы категории «до зарплаты» аналитики связали со сменой поведенческой модели россиян в финансовом плане. После периода высокой активности в начале года, когда люди активно совершали покупки, с начала кризиса ситуация в корне изменилась, и население стало придерживаться больше сберегательной модели.
Исключением стали дни в период с сентября и до начала октября. В этот момент вкладчики стали активно изымать свои сбережения со счетов в банках. Эксперты пояснили, что в это время россиянам срочно понадобились средства для текущих жизненных трат. Однако этот тренд не был продолжительным. Уже сейчас можно увидеть, как граждане проявляют осторожность в потребительском поведении, они все чаще отказываются от дорогостоящих покупок и не пытаются строить долгосрочные финансовые планы.
Настроения стали хуже.
Недавняя регуляторная статистика говорит о том, что потребительские настроения ухудшаются. Так, к примеру, индекс потребительских настроений в стране упал в сентябре на 0,5% относительно августовских показателей. Вместе с тем Центробанк сообщает и о снижении потребительских ожиданий на 1,2% за месяц. Этот показатель включает в себя оценку дальнейших перспектив своего материального положения на предстоящий год гражданами и вероятных изменений в экономической среде по стране в целом на 12 и 60 месяцев вперед.
Эксперты связывают изменение финансового поведения россиян с новостной повесткой, а такие сегменты как потребительское кредитование и займы от МФО просто наиболее чувствительны к таким изменениям. Отмечается, что частичная мобилизация, в том числе, сказалась на показателях выдач микрозаймов в сентябре, а также, ожидается, что найдет отражение и в октябрьских результатах. Это и понятно, ведь в свете геополитической неопределенности и нестабильной экономической обстановке трудно принимать адекватные решения в финансовых вопросах.
О том, что интерес граждан к займам «до зарплаты» стал заметно ниже, говорят и сами участники этого рынка. Для понимания, в МФК «Займер» сообщили, что спрос россиян на ссуды этой категории снизился на 11,23% в сентябре относительно августа. Средний размер запрашиваемой в долг суммы тоже сократился.
Аналитики напоминают, что такие факторы как снижение уровня персональных доходов, инфляция и в целом ухудшение платежеспособности, в комплексе сказываются на потребительском поведении населения. Россияне в таких условиях просто вынуждены более осторожно, взвешенно и рационально планировать свои покупки. Сегодня такой подход отражает статистика крупных маркетплейсов и известных торговых центров, где количество покупателей заметно снизилось. Большинство из них, вероятнее всего, заняли выжидательную позицию и склонны больше к накопительным процессам. Не секрет, что кризис – это не самое лучшее время для оформления долговых обязательств, поэтому спрос на этом рынке и падает.