Как вернуть деньги за ненужные банковские услуги?

Если «нельзя», но «очень хочется», то можно?

Напомним, что с конца 2021 года для российских заемщиков появилось сразу два приятных известия – с того момента в российском законодательстве появилось такое понятие как «период охлаждения», что означает возможность отказаться от любой платной услуги, которая была приобретена в комплексе с кредитным договором, в течение четырнадцати дней. Прежде, это право распространялось только на добровольные полисы страхования. Второй нюанс – с тех пор все профессиональные кредиторы (не только банки и МФО, но и ломбарды) не могут в соответствии с новым законом автоматически включать в договор по кредиту любые дополнительные услуги, без оповещения об этом заемщиков, не получив их согласия.

Однако жалобы на недобросовестные практики все равно поступают в Центробанк. Недовольные граждане направляют свои обращения регулятору, указывая на факты навязывания банковских услуг. Как выяснилось, финансово-кредитные учреждения продолжают использовать в своей работе принципы мисселинга, что означает недобросовестную продажу своих продуктов, при этом, намеренно не сообщая потребителю о главных свойствах проданной услуги, возможных рисках и ограничениях.

Как поступить, чтобы деньги за ненужную для заемщика банковскую услугу ему вернули?

Если случилось так, что после подписания кредитного договора и получения заемных средств (или прочих услуг банка) заемщик заметил, что финансовая компания умудрилась продать ему и еще какую-то другую услугу, причем абсолютно ненужную, но платную, то в течение 14-дневного срока потребителю рекомендуется обратиться в организацию, которая получила оплату за нее. Здесь следует быть внимательными, потому что такую дополнительную опцию может оказывать не сам банк, а его партнер. В этом случае потребуется найти в договоре любые контакты такой организации (это может быть электронная почта, телефон или регистрационный адрес головного офиса). Свое заявление с требованием возврата уплаченной суммы можно отправить по одному из этих адресов. Стоит заметить, что компания будет обязана перечислить деньги пользователю в течение 7 рабочих дней, но при этом от изначальной стоимости такой покупки будет вычтена сумма тех услуг, которые уже были оказаны.

В случае отсутствия возврата средств в установленный законом срок, аналогичное заявление следует направить и в компанию, где опция приобреталась (банк, микрофинансовая организация или прочее), с указанием информации о направлении своего запроса в партнерскую компанию. Обратим внимание, что обращение в фирму, продавшую такую услугу, должно произойти не раньше, чем через 30 дней после запроса поставщику и одновременно с этим не позднее 180 дней после отправки своего заявления туда.

Для финорганизации предусмотрено также 7 рабочих дней, чтобы вернуть денежные средства. При этом она будет уже самостоятельно разбираться с партнером. Таким образом, у участников рынка существует своя мотивация, чтобы вести сотрудничество с максимально ответственными фирмами, готовыми предложить только полезные услуги. Также клиентам важно знать — они не обязаны доказывать, что услуга, за которую они планируют вернуть средства, не была ими использована.

Отправляя заявку на кредит или заполняя заявление по любой другой услуге, рекомендуется сделать копию документа с запросом (фотография, скриншот), где будет видно, что сам клиент дополнительную опцию не заказывал. Иллюстрацию с подтверждением можно приложить к той жалобе, которая в дальнейшем может быть направлена в приемную Банка России. В регулятор следует обращаться, если финансовая компания и ее партнер отказывают в возврате денег.