Как новая sim-карта принесёт вам спам, коллекторов и мошенников?

Телефонный номер сейчас используется не только для звонков. Это универсальный идентификатор, который нужен для входа в различные интернет-сервисы и личные кабинеты. Даже на «Госуслуги» можно попасть по номеру. А ещё, имея на руках sim-карту, привязанную к онлайн-банку, можно получить доступ к деньгам. При этом если вы поменяете sim-карту, то телефонный номер перейдёт новому владельцу. И он может получить доступ ко всем привязанным к номеру аккаунтам. Но и для нового хозяина симка несёт проблемы прошлого — спам, звонки коллекторов, недовольные банки. Причём убедить таких собеседников, что владелец другой, бывает сложно. Что же делать?

Как обезопаситься от новой sim-карты? Фото: yandex.ru

Вашу sim-карту продали

На рынке практически уже нет «чистых» номеров. Как рассказала директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская, sim-картой могли пользоваться другие люди, которые указывали его в кредитных договорах, при регистрации в приложениях, сервисах, мессенджерах, пишет ТАСС:

Бывший владелец sim-карты несёт риски того, что с помощью номера телефона, который больше ему не принадлежит, другой человек восстановит доступ к его личным кабинетам на различных интернет-сервисах

Сотовая компания, перед тем как передать номер новому владельцу, должна отключить все услуги и выждать полгода, чтобы «обнулилась» вся история. Но операторы не могут отвечать за компании и частных граждан, которым прежний хозяин sim-карты оставлял номер.

Новый владелец, если окажется не очень порядочным, может воспользоваться sim-картой, чтобы:

  • взломать аккаунт в социальных сетях,
  • получить доступ к онлайн-банку,
  • ответить за вас и получить конфиденциальную информацию.

Поэтому, лишившись номера, нужно обязательно удалить старый номер телефона из учётных записей и личных кабинетов, а также уведомить о смене номера все свои контакты и особенно финансовые организации.

Вы купили новую sim-карту

Тот, кто приобретает симку, имеет право узнать у оператора связи, использовалась она ранее или нет. По закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о своих услугах, отмечает специалист:

Это относится и к информации об истории номера телефона. Если оператор отказался её раскрыть, он поступил незаконно. В таком случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор

При этом продавать sim-карту «с прошлой историей» не запрещено.

Если же нового абонента будут донимать коллекторы или спамеры, то можно пожаловаться в соответствующие органы. Например, навязчивой рекламой займутся в Федеральной антимонопольной службе, а коллекторами — Федеральная служба судебных приставов.

Также работает Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде. Это одна из структур ФГУП «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору. Юристы центра занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных.