Как выяснилось, поступления в адрес РФ от ее должников по государственным кредитам за весь прошлый год оказались на порядок ниже того, что предполагалось увидеть в виде таких доходов по плану. Таким образом, вместо ожидаемых 48,65 миллиарда рублей, были возвращены около 10,97 миллиарда рублей. Причем главной тому причиной считаются именно санкционные ограничения.
Ожидалось больше…
Согласно отчетам Министерства финансов, которые содержатся в материалах об исполнении плана-графика мероприятий по реализации стратегпланирования на 2022 год, указано, что за отчетный период проценты по госкредитам, предоставленных нашей страной властям иностранных государств и их юрлицам, составили порядка 25,2% от запланированного объема. Для понимания итогов, источники, знакомые с содержанием документа, поясняют, что с иностранных должников удалось собрать в сумме лишь около одиннадцати миллиардов рублей вместо запланированных почти 49 миллиардов.
Если сравнить текущие результаты с предыдущим ему годом (2021г.), то на тот момент процентный доход РФ по аналогичным заимствованиям составил около 52,24 миллиарда рублей, а в 2020 году вообще свыше 64,73 миллиарда рублей.
Причина тому всем известна.
Ключевым фактором, сыгравшим важную роль в недостижении планового показателя, ведомство считает введение западными странами целого ряда ограничений. Напомним, что в феврале минувшего года Министерство финансов Соединенных Штатов ввело запрет на осуществление банковских операций с Банком России, Минфином РФ и ФНБ. Точно такая же мера, ограничивающая любые трансакции с нашим Центробанком, вслед за американской стороной была предпринята Евросоюзом. Кроме того, госкорпорация «ВЭБ.РФ», выступающая в качестве агента по международным платежам, тоже попадает под санкции, исходящие от недружественных нам стран.
Такие результаты были вполне допустимы.
Заметим, что власти России не были удивлены таким вовсе неактивным поступлениям в виде процентного дохода от зарубежных госзаймов. Примечательно, что снижение уровня возвратности допускалось даже до отметки в 9,65 миллиарда рублей. Однако при этом же, уже в перспективе нынешнего года суммарный объем таких поступлений должен будет вырасти (по предварительным прогнозам) до 39,83 миллиарда рублей. Такие ожидания фигурируют по тексту проекта федерального бюджета на три последующих года.
Теоретически данные результаты могут быть возможными благодаря такому нововведению как уступка прав требований по кредитным обязательствам. Поправки в Бюджетном кодексе допускают использование этого механизма уже в этом году. Право требований может уступаться в пользу таких юрлиц, которые ведут свою деятельность на территории государства, задолжавшего России, но при этом не попавших под санкционные ограничения. Выходит, что в теории Правительство получает возможность принять оперативное решение, чтобы обеспечить поступления в государственный бюджет в виде задолженности других стран перед Российской Федерацией.
Что имеем на текущий день?
На портале «Электронный бюджет» указано, что по состоянию на 21 марта текущего года Россия уже получила 0,28 миллиарда рублей в виде процентного дохода по открытой кредитной задолженности от зарубежных государств и иностранных организаций. Однако объемы возврата по основному долгу не раскрываются в связи с тем, что Министерство финансов РФ приостановило публикацию данных об источниках, покрывающих дефицит бюджета.
При этом на начало 2022 года суммарный объем долга нерезидентов перед отечественными органами госуправления ровнялся почти 49,2 миллиардам долларов. Об этом указывается в отчетах Банка России. Исходя из обнародованных сведений Всемирным банком, в конце 2021 года наиболее крупными должниками РФ по двусторонним кредитным договорам считались Белоруссия (ее долг составлял на тот момент около 8,6 миллиарда долларов), Бангладеш — с долгом порядка 4,5 миллиарда в той же валюте, и Индия, которая задолжала Российской Федерации чуть больше 1,3 миллиарда долларов.
Сокращения в поступлениях по процентам от государственного долга эксперты связывают не только с санкциями, нарушившими многие платежные схемы, но и с трудной ситуацией в самих развивающихся странах и их бюджетах. В связи с ростом ключевой ставки Федеральной резервной системы многим государствам угрожает дефолт. Другая причина, безусловно, политическая. По большей степени долги перед Россией и проценты по ним не такие уж и высокие, но, чтобы их взыскать требуется приложить усилия в политическом плане. Причем РФ не оказывает какого-либо политического давления на дружественные государства.